Электронные книги

ПЫЖИКОВ ГРАНИ РУССКОГО РАСКОЛА СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Да, черт возьми, мне нужна эта работа! По поручению князя Г. А также коллективам Российского государственного исторического архива, Государственного архива Российской Федерации и Исторической библиотеке за замечательные условия для работы. Мой брак был сговорен, и я…. Глава третья Траектории пореформенного старообрядчества. Однако, при претворении ее в жизнь камнем преткновения стало то обстоятельство, что раскольники выступали за подчинение непосредственно гражданским властям, не желая находиться в ведении Синода и епархиальных администраций [6]. Соблазн двойной, без сахара СИ.

Добавил: Vulabar
Размер: 50.42 Mb
Скачали: 75363
Формат: ZIP архив

Русский раскол как историческое явление не может пожаловаться на невнимание со стороны исследователей. Российских и зарубежных ученых всегда привлекали разные аспекты старообрядчества: В постсоветской России интерес к староверческой тематике значительно расширился; сегодня сформировался круг авторов, работающих в этом направлении. Но данная книга преследует несколько иные цели. Она посвящена не изучению самого старообрядчества как специфической черты русского народа, чем на протяжении многих десятилетий занималась и занимается историческая наука.

Читать онлайн «Грани русского раскола»

Предпринятая работа концентрируется на другом: Или, говоря иначе, перед читателем попытка прочтения русской истории сквозь призму старообрядческого фактора. В общей исторической канве русское старообрядчество продолжает выглядеть как явление во многом маргинальное, а потому и мало затрагивающее ключевые события отечественной истории.

В трудах ученых оно традиционно предстает в качестве некого этнографического чулана, откуда время от времени извлекаются свидетельства далекой старины. О расколе серьезно, пожалуй, говорят лишь относительно второй половины XVII века, то есть времени его возникновения и оформления, когда борьба последователей старой веры и приверженцев никоновских новин еще носила открытый характер.

Затем присутствие раскола в российской жизни сводится к минимуму, а все внимание к нему сосредотачиваются лишь на тенденциях и явлениях сугубо внутренней жизни этой религиозной общности. Такой взгляд приобрел устойчивый характер, будучи на протяжении длительного периода подкреплен государственно-церковной статистикой.

В результате исследователи продолжают добросовестно работать с этими цифрами, не имеющими ничего общего с реальностью. Данной книгой предпринимается попытка разорвать этот порочный круг, придав изучению старообрядчества новые смыслы.

Говоря иначе, показать, что русский раскол -это не удел мелких групп, обреченных обитать в условиях этнографического чулана, а масштабное явление совсем не маргинального характера. Книга по-новому пытается поставить вопросы влияния раскола на ход российской истории после XVII столетия, то есть после того, как старообрядчество, по убеждению многих, оказывается на периферии исторических событий.

Учитывая объемность поставленной задачи, автор ставит в качестве цели не ответ на все возникающие вопросы, а лишь привлечение внимания к дальнейшему исследованию русской истории гграни русле предложенного подхода. Насколько удалась эта попытка судить читателям. Затронутые в пяти разделах работы темы, вне всякого сомнения, могут и должны стать предметом специального изучения.

  ГУЛАСАЛ ЕМГИР МРЗ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Хочется выразить большую признательность всем тем специалистам, кто оказывал помощь в этой работе, и без чьей поддержки данная книга не могла бы быть подготовлена. Доброновской, Грегори Фризу, Грни. А также коллективам Российского государственного исторического архива, Государственного архива Российской Федерации и Исторической библиотеке за замечательные условия для работы.

В наши дни о расколе кажется руссокго говорить как об относительно изученном явлении российской истории. Однако долгое время, практически до середины XIX века, ни российское государство, ни общество толком не знали, что представляет руссккого старообрядческая реальность.

Грани русского раскола читать онлайн, Пыжиков Александр Владимирович

В контактах с правительством на протяжении почти полутора столетий от имени старообрядцев выступали богатые купцы. Они были обходительны, учтивы, а главное — полезны: Неудивительно, что вся бюрократическая вертикаль страны часто откликалась на просьбы купечества, касавшиеся как торгово-хозяйственных, так и различных религиозных вопросов.

Высший свет, ориентированный на европейские образцы, долгое время в принципе не интересовался жизнью русского народа. В частности, раскол — в качестве формы народной самоорганизации — оценивался не иначе, как проклятое наследие татарщины.

Со времени разгрома легальной староверческой оппозиции с начала XVIII века образованные слои почти перестали обращать расколс старообрядцев внимание. О раскольниках вынуждены были вспоминать, прежде всего, в связи с ростом их численности. Однако это не стимулировало сколько-нибудь серьезного изучения этого явления, Достаточно сказать, что почти за полтора еыжиков существования раскола в стране не вышло и сотни посвященных ргани книг и статей[1].

Эта продукция синодальных типографий обычно активно скупалась и уничтожалась самими раскольниками[2]. Церковные деятели обращались к старообрядчеству по долгу службы, в той или иной степени стремясь к научным обобщениям.

Журавлев из бывших раскольников.

По поручению князя Г. Потемкина он составил первую осмысленную классификацию староверия и распределил известные толки на поповские и беспоповские[3]. Такие усилия представителей господствующей церкви формировали отечественную миссионерскую школу.

При этом со времен Екатерины II государство, побуждаемое прагматикой и просветительством, прекращает давление на раскол и пытается встроить его в свои планы.

В результате политику властей по отношению к этой — значительной — части общества все псжиков определяют фискальные задачи, а миссионерская нетерпимость архиереев перестает отвечать устремлениям правительства.

  ОСАДЧУК ЦИТАДЕЛЬ 3 СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Аннотация к книге «Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года»

Напомним, что, начиная с правления Петра I, епископские кафедры в России занимали выходцы из киевской духовной школы, относившиеся к старообрядчеству с нескрываемой враждебностью.

Постепенная их замена во второй половине XVIII столетия на великороссов позволила государству попытаться проводить политический курс, вошедший в историю под названием единоверия. Его разработка относится к м годам, когда отмена для раскольников двойного оклада[4] интенсифицировала поиск возможности соединить две ветви православия. Обратиться к Екатерине II с просьбой дать старообрядцам приемлющим священство архиерея принадлежала графу А. Румянцеву-Задунайскому и князю Г.

Потемкину В своих контактах со староверческими лидерами Стародубья эти влиятельные деятели екатерининской эпохи обещали поддержать эту идею[5]. Однако, при претворении ее в жизнь камнем преткновения стало то обстоятельство, что раскольники выступали за подчинение непосредственно гражданским властям, не желая находиться в ведении Синода и епархиальных администраций[6].

Тем не менее, в году уже при императоре Павле I, единоверие было учреждено в качестве особой организационной формы для раскольников, согласных войти в подчинение Синоду с сохранением своих дониконовских обрядов. Иными словами, обязательство принимать священство от господствующей церкви позволяло сохранить древний богослужебный чин.

Пыжиков Александр — Грани русского раскола

Данное решение выражало принципы, присущие просвещенному абсолютизму. Исходя из этого политического курса, власти относились к староверию как к политически неопасному, но все же культурно чуждому явлению. И Пугачевский бунт не поколебал, а, напротив, укрепил такое отношение. Для этого требовалось, прежде всего, иыжиков старообрядческую идентификацию простонародья, проведя его через школу гражданского воспитания, каковой в ту эпоху являлась господствовавшая церковь[7].

Как известно, попытки властей навязать единоверие мало к чему привели: К тому же гражданская и духовная администрации с введением единоверия сочли свою конструктивную миссию по отношению к старообрядчеству в основном исчерпанной. Даже оппозиционные декабристские общества, вобравшие весь цвет высших слоев, не видели ни раскола, ни его потенциальных возможностей.